из сияющей пустоты
Интересная статья Натальи Поротиковой о "принцессах" и "андрогинах" как символах двух полюсов в эстетике российской моды
«Если кратко, отличия между двумя полюсами следующие. Культура два основана на почитании истории, существующих памятников, она берёт образцы из прошлого; именно для культуры два очень важно понятие канона. Культура один мыслями и ощущениями вся в завтра и послезавтра, а к старой культуре относится как к отжившей. Культура два — консерваторы, ценители классики, культура один — футуристы, бунтари-поджигатели. Два — про сохранить существующее неизменным, один — про взорвать всё к такой-то матери и начать с нуля. Культура один живёт в будущем, культура два рассматривает его как нечто прекрасное, идеальное, но на самом деле недостижимое; это примерно отношение к светлому будущему и победе коммунизма после 20-го съезда.»
Полностью тут.
Я где-то, скорее всего, у себя в телефоне, писала заметку о цикличности и процессе смены этих полюсов в контексте не только российской моды, а культуры вообще. Увы, заметка утеряна, хотя мысль была интересная.
О смене формаций интересно писал Лотман, например, в книге "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века)" Там не в лоб об этом, конечно, но, как во всех книгах Лотмана, богатство материала дает отличную возможность сделать собственные выводы.
«Если кратко, отличия между двумя полюсами следующие. Культура два основана на почитании истории, существующих памятников, она берёт образцы из прошлого; именно для культуры два очень важно понятие канона. Культура один мыслями и ощущениями вся в завтра и послезавтра, а к старой культуре относится как к отжившей. Культура два — консерваторы, ценители классики, культура один — футуристы, бунтари-поджигатели. Два — про сохранить существующее неизменным, один — про взорвать всё к такой-то матери и начать с нуля. Культура один живёт в будущем, культура два рассматривает его как нечто прекрасное, идеальное, но на самом деле недостижимое; это примерно отношение к светлому будущему и победе коммунизма после 20-го съезда.»
Полностью тут.
Я где-то, скорее всего, у себя в телефоне, писала заметку о цикличности и процессе смены этих полюсов в контексте не только российской моды, а культуры вообще. Увы, заметка утеряна, хотя мысль была интересная.
О смене формаций интересно писал Лотман, например, в книге "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века)" Там не в лоб об этом, конечно, но, как во всех книгах Лотмана, богатство материала дает отличную возможность сделать собственные выводы.