Недавняя статья в NY Times по поводу того, что мужской маникюр с покрытием цветным лаком набирает популярность, - хороший повод обратить внимание на ту риторику, которой мы привыкли пользоваться применительно к никогда не прекращавшемуся процессу межгендерных заимствований в костюме. Поскольку костюм в течение долгого времени был частью условно-женского дискурса, огромную роль в нем сыграла феминистская логика и феминистская риторика. В результате даже для обывателя вполне общим местом стало помнить (и говорить) о том, какой смелостью/неожиданностью/с боем взятой позицией было использование каждого нового элемента мужского костюма - женщинами (от очков и гарибальдиек до брюк и запонок). Разговор же о том, какой смелостью/неожиданностью/c боем отвоеванной позицией оказывается использование в мужском костюме элементов костюма женского (от определенных типов тканей до макияжа), оказывается маргинализированным: он, в целом, вообще не ведется как таковой, а оказывается незначительной частью drag-and-queer дискурса*. А можно написать историю войны за цветные пуговицы, не уступающую по силе феминистской (и война эта шла не только с момента "великого мужского отказа"). Потому что патриархальное-то общество было, конечно, патриархальным, но в сфере костюма с определенного момента царил глубоко укорененный социальный и дискурсивный матриархат, диктовавший, в том числе, мужские гендерные нормы, - хотя бы и по принципу инверсии ("мужское" как "не женское"). Тут, понятно, огромная тема; это так, на заметку.
Здесь бы еще сказать про:
- Тот факт, что эстетские подиумные поползновения не в счет, - хотя можно иногда говорить не так о "завоевании", как о разьедании некоторых норм, медленном просачивании, скажем, широкого выреза ворота в стандарты мужской нормы. Но даже этот разговор - о ширине ворота - оказался бы непростым;
- Тот факт, что разговор про неприжившиеся мужские юбки в целом неинтересен: они не прижились, надо полагать, не из-за гендерных запретов, а из-за того, что юбка по сравнению с брюками до смешного непрагматична. Борьба возможна от худшего к лучшему; в обратном же порядке - очень, очень сильные стимулы нужны;
- Определенную спорность предположения о том, что мужской костюм не стремился к активным заимствованиям из женского, потому что сильный не стремится заимствовать атрибутику слабого. Но, опять же, очень большая тема, конечно.